Млада-Болеслав, 06 мая 2020 г. – В середине 1960-х годов ŠKODA выпустила прогрессивную модель 1000 MB. Автомобиль впервые в истории компании получил несущий кузов, а двигатель, согласно технической моде тех лет, располагался сзади. Основным типом кузова был четырехдверный седан с багажником в передней части автомобиля. Также был налажен выпуск элегантной двухдверной модели 1000 MBX. Однако мало кто знает, что в единственном экземпляре был построен еще и универсал ŠKODA Type 990 Hajaja. Двигатель в нем находился под полом заднего багажного отделения. В наши дни уникальный автомобиль можно увидеть в заводском музее ŠKODA в чешском городе Млада-Болеславе.
Универсалы с давних пор играли важную роль в модельном ряду чешского бренда. Еще в середине 1920-х годов компания Laurin & Klement, с которой и началась история автомобильной марки ŠKODA, представила модель 110. Среди разных модификаций особенный интерес представляла та, что имела комбинированный кузов-трансформер – сегодня такое решение назвали бы Simply Clever. Передняя часть автомобиля, где сидели водитель и пассажир, оставалась неизменной, а задняя была съемной, заменяемой. Второй ряд четырехместного открытого кузова (фаэтона) несложно было снять с лестничной рамы, чтобы на это место поставить грузовой короб размером 1750 х 1580 мм. Такой пикап — для него еще предлагался тканевый верх — имел грузоподъемность 500 кг. В течение недели глава семейства мог заниматься бизнесом на своем легком грузовике, а на выходные (тогда он был один – воскресенье) превращал машину, сменив заднюю часть кузова, в обычный четырехместный автомобиль. Совершенно выдающееся по оригинальности и универсальности решение. Интересно, что именно с моделью 110 компания Laurin & Klement влилась в состав объединения ŠKODA из города Пльзень.
С 1934 года на базе модели POPULAR выпускались легкие коммерческие автомобили – фургоны с внушительной для своего размера и класса грузоподъемностью 300 кг. Их использовали в своих автопарках такие известные компании, как обувная фабрика Bat’a и сеть кофеен Julius Meinl.
К концу 1940-х годов на базе модели ŠKODA 1101/1102 Tudor была разработана грузопассажирская модификация STW (Station Wagon). Автомобиль, который уже прямо обозначался как универсал, отличался удобной системой трансформации салона. Сложив задние сиденья, можно было получить грузовое пространство длиной 1 490 мм. С весны 1953 года ŠKODA выпускала универсал 1200 STW, а его модернизированная версия 1201 STW производилась до октября 1961 года. Она была заменена моделью 1202 STW, которая продержалась на конвейере до 1973 года.